Зеркало жизни

Зеркало жизни

Произведения бытового жанра из фондов Пензенской картинной галереи

Бытовые или «жанровые» сцены, посвященные частной и общественной жизни, известны в искусстве с глубокой древности, однако, расцвета этот жанр достигает в эпоху нового времени – в Нидерландах XVI-XVII вв. В западноевропейских странах изображение картин повседневности служило для выражения общественных и философских идей, утверждения радости мирной жизни, показа социальной несправедливости. В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. и был связан с усиливающимся интересом к правдивому изображению жизни крестьян. Почти для всех национальных школ сцены обыденной жизни были характерны жизнерадостным демократизмом и поэтической красочностью восприятия мира.

На выставке «Зеркало жизни» представлено свыше 60 произведений живописи, графики, фарфора XVII-XX вв. Откроет экспозиционный ряд две классических по сюжету голландских полотна неизвестных мастеров XVII вв. «Пари в таверне» и «В деревенском кабачке», где в ироничном ключе и с присущем акцентом на мелкие детали изображены сцены праздного препровождения времени. Украшением выставки является одна из жемчужин коллекции нашего музея – работа официального портретиста Итальянского королевства начала ХХ в. Помпео Массани «Старик и старуха» (1910-е), прославившегося изображением пожилых людей явно занимавшихся шутовством и весельем. Еще одной работой европейских классиков станет графический лист непревзойдённого английского анималиста эпохи романтизма Эдвина Лансира «Деревенская красавица» (1851). Среди старых мастеров русской школы в экспозиции представлены произведения С.Ф.Галактионова «Голландский жанр» (первая половина XIX в.), К. А. Савицкого «У витрины магазина» (1870-е), А. Баранова «Мать и дитя» (1915), Ф. В. Сычкова «Дитя» (1920), Ф.А.Бронникова «Терраса» (1896), П. П. Верещагина «Река Чусовая» (1870-е), С. М. Ворошилова «Охота на волка» (1890-е, парная работа), А.Е.Архипова «Прачки», В.М.Максимова «Больное дитя» (1874), И.С.Щедровского «Бондари» (1860-е) и др.

Значительное место в экспозиции занимают работы мастеров социалистического реализма, в творчестве которых ярко раскрывается повседневная жизнь советского человека. Среди наиболее ярких можно назвать Ю.Н.Анохина «За околицей» (1970), С.П.Ткачёва «Зимой» (1950-е), В.В.Непьянова «Новоселы» (1960), Ю.М.Непринцева и В.Е.Попкова.

Экспозиционное пространство выставки дополняют произведения мейсенского фарфора, а также другие яркие предметы декоративно-прикладного искусства, в которых находит отражение жанр бытописания.

  • 0

Популярное